§ 2. Железнодорожный транспорт и возможности монтажных организаций

Основную массу строительных конструкций с заводов металлоконструкций до строительных площадок перевозят по железной дороге. Правила перевозки конструкций по железной дороге регламентированы «Техническими условиями погрузки и крепления грузов». (М., «Транспорт», 1969).
Для перевозки конструкций используют четырехосные платформы или четырехосные полувагоны грузоподъемностью 60т. Намечается применение шестиосных платформ и полувагонов грузоподъемностью 90т, а также четырехосных платформ грузоподъемностью 60т, длиной (по осям автосцеп) 20,4м. Размеры платформ и полувагонов приведены на рис. 7. В особых случаях конструкции с большими габаритными размерами и массой можно перевозить на трайлерах, имеющих грузоподъемность более 100т.
Для удобства перевозки желательно, чтобы конструкция не выходила за пределы бортов платформы или полувагона. Правилами перевозки грузов по железной дороге разрешается погрузка длинномерных конструкций на одну платформу со свесом за оси автосцепов в одну или в обе стороны (рис. 8), однако свес не должен быть более указанного в «Инструкции по перевозке грузов негабаритных и погруженных на транспортеры по железным дорогам СССР» (М., «Транспорт», 1968). Предусмотрена погрузка и на две или три платформы. В последнем случае длина конструкций может достигать 40м. При погрузке на две или три платформы конструкция должна опираться на пол платформ с помощью турникетов — специальных устройств, позволяющих платформам при проходе кривых участков путей поворачиваться относительно продольной оси конструкции.


Рис. 7. Размеры железнодорожного подвижного состава


Рис. 8. Схемы погрузки конструкций на платформы

а — погрузка на одну платформу со свесами; б, в — погрузка на два и три вагона с турникетами; г — к расчету негабаритности груза


Рис. 9. Габариты на железных дорогах

а — габарит подвижного состава; б — негабаритность нулевой степени; в — негабаритность первой степени; г — негабарит­ность второй степени; д — негабаритность третьей степени; е— негабаритность четвертой степени (цифры дробью — координаты точек габаритов относительно оси пути и верха головки рельса)



Высота и ширина перевозимых конструкций, как правило, должна вписываться в габариты железнодорожного подвижного состава, предусмотренные на дорогах СССР и изображенные на рис. 9, а. В виде исключения разрешается перевозка конструкций, размеры которых отвечают требованиям одной из пяти степеней негабаритности (рис. 9, б—е).
При членении конструкций на отправочные марки следует учитывать, что стоимость перевозок возрастает по мере увеличения степени негабаритности. Так, плата за перевозку грузов нулевой и первой степени негабаритности увеличивается по сравнению с тарифами для габаритных грузов на 50%, второй степени — на 100%. третьей — на 200% и четвертой — на 300%. При определении высоты перевозимых конструкций следует учитывать опирание их на пол платформы через деревянные брусья высотой не менее 135 мм или фактическую высоту турникетов, а при определении ширины — увеличение габарита груза при прохождении состава на кривых участках пути. Методика вычисления габаритов при прохождении состава на кривых, а также основные правила крепления конструкций к платформам рассмотрены в § 3.
При разработке схем погрузки конструкций на платформы следует обеспечивать равномерную загрузку платформ. Технические условия предусматривают как общую предельную загрузку платформ, так и предельную загрузку отдельных тележек и колесных пар. Смещение центра конструкций с продольной оси платформы не должно превышать 100 мм. Смещение с поперечной оси зависит от массы конструкций, погруженных на платформу, вида подвижного состава (платформы или полувагоны) и его типа (числа осей).
Возможности монтажных организаций — грузоподъемность кранов, размеры площадок для укрупнительной сборки, схемы сборочных и фиксирующих приспособлений в монтажных стыках конструкций, а также виды скоб и упоров для подмостей и кранов — оговаривают в дополнительных технических требованиях, составляемых при согласовании основных положений договора между заказчиком (монтажной организацией) и изготовителем конструкций (заводом).