4.1. ВЫБОР ТИПА МАШИНЫ

Раздел  IIТРАНСПОРТИРУЮЩИЕ МАШИНЫ

 

Глава 4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАСЧЕТА ТРАНСПОРТИРУЮЩИХ МАШИН

4.1. ВЫБОР ТИПА МАШИНЫ

 

Транспортирующие машины различаются: по способу передачи движущей силы — с механическим приводом, самотечные; по конструкции — с тяговым элементом (груз движется вместе с тяговым элементом), без тягового элемента (груз движется при вращательном  или колебательном  движении  рабочего элемента);  по роду перемещаемых грузов - для насыпных грузов, штучных, для насыпных и штучных грузов; по направлению трассы перемещения грузов — в одной вертикальной плоскости, в одной горизонтальной плоскости,  по  пространственной трассе;  по характеру движения рабочего  (грузонесущего)  элемента  (лента, настил, подвески, тележки) — с непрерывным, с периодическим (пульсирующим) движением. Рабочий элемент может иметь поступательное, возвратно-поступательное,  вращательное  или  колебательное  движение;  по характеру перемещения груза — на непрерывно движущемся несущем элементе (ленточные, пластинчатые конвейеры), в непрерывно движущихся рабочих элементах  (ковшовые, подвесные, тележечные конвейеры), волочение груза по неподвижному желобу (скребковые, винтовые конвейеры), скольжение груза (качающиеся инерционные и вибрационные конвейеры) и др.

Выбор типа транспортирующей машины зависит от характера груза, требуемой производительности, схемы и размеров трассы транспортирования, допустимых габаритов машин, ее массы и стоимости.

Широкое распространение получили ленточные, пластинчатые, ковшовые, подвесные конвейеры. Эти конвейеры состоят из тягового и несущего органов с поддерживающими и направляющими элементами, ведущего (приводного) и ведомого барабанов или звездочек, натяжного устройства, загрузочного и перегрузочного устройств, рамы. В ленточном конвейере тяговый орган выполняет также функции несущего органа. Привод наиболее часто осуществляется от электродвигателя через редуктор. При необходимости в приводе имеется и тормозное устройство (тормоз или останов).

Транспортирующие машины комплектуются, как правило, из стандартных узлов и деталей.

Расчет транспортирующей машины состоит в определении ее основных параметров, расчете и выборе рабочего органа, определении мощности и выборе двигателя, выборе элементов передач, определении тормозного момента и выборе тормоза (или останова).

При расчете и выборе элементов привода конвейеров можно воспользоваться соответствующими материалами первого раздела книги.