15.3. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КАЧАЮЩИХСЯ КОНВЕЙЕРОВ

Режимы работы качающихся конвейеров [17] определяются коэффициентом режима работы Г, который характеризует динамические нагрузки на элементы конвейера и кинематику движения груза на несущем элементе:

                                                                          (15.4)

где а — амплитуда колебаний грузонесущего элемента, м;  — угловая скорость возбудителя колебаний, рад/с;  — угол направления колебаний (см. рис. 15.2, 15.6);  — угол наклона грузонесущей плоскости к горизонту; g=9,81 м/с2. Для горизонтальных конвейеров.

При Г менее 1 груз будет лежать на колеблющейся плоскости, и перемещаться, не отрываясь от нее (режим инерционных конвейеров); при Г более 1 груз будет отрываться от колеблющейся плоскости и перемещаться микробросками (режим вибрационных конвейеров); при Г=1 условия движения груза будут неопределенными.

Для вибрационного  конвейера  оптимальные значения  Г, при которых обеспечивается наиболее эффективное движение частиц груза при минимальных динамических нагрузках, находятся в пределах 1...3.3. Рекомендуемые значения коэффициента Г приведены в табл. 15.3.

В качающихся конвейерах с постоянным давлением груза на дно желоба (см. рис. 15.1) процесс перемещения груза состоит из отдельных этапов. В период времени t1 прямого хода желоба находящийся в нем груз движется вместе с ним без скольжения. Начиная от точки А груз по инерции продолжает двигаться вперед с некоторым замедлением даже и при обратном ходе желоба, который как бы выскальзывает из-под груза. На участке В — С груз скользит по желобу назад, а на участке С — D движется назад вместе с желобом. Груз движется вперед в течение времени t1 + t2 и назад — в течение небольшого промежутка времени t3 + t4.

 

Табл. 15.3. Значения коэффициента Г [к формуле (15. 4)]

Конструкция конвейера

 

 

Тип привода

 

 

Вид груза

пылевидный и

порошкообразный

кусковой

Однотрубные (одножелобные) легкого и среднего   типов   (при   т/ч) подвесной и опорной конструкций

То же, тяжелого типа (при Q>50 т/ч) Двухтрубные и однотрубные уравновешенные, легкого  и среднего   типов (при т/ч и м)

То же, тяжелого типа (при Q>50 т/ч и L>20м)

Центробежный или электромагнитный

То же Эксцентриковый

 

 

То же

3,0...3,3

 

 

2,0...2,5

1,6...2,8

 

 

1,3...2,5

2,8...3,0

 

 

1,8...2,3 1,5...2,5

 

 

1,2...2,0

 

 

Время t3+t4 должно быть минимально, чтобы в итоге обеспечивалось перемещение груза вперед за весь период времени Г. Груз будет двигаться вместе с желобом при условии где аж — ускорение желоба, fo — коэффициент трения груза по желобу в покое. Груз будет скользить по желобу вперед при условии , где fд — коэффициент трения груза по желобу в движении. Давление груза на дно желоба, а также сила трения между ними постоянны.

 Средняя скорость движения груза по горизонтальному желобу (м/с)

                                                            (15.5)

где S — путь (м), проходимый грузом за один оборот вала кривошипа, определяемый по диаграмме скорости (см. рис. 15.1, в), и равный заштрихованной площади фигуры АСВА, ограниченной кривой скорости и абсциссой времени:

                                                             (15.6)

где и  — масштабные коэффициенты скоростей и времени, м/(с.мм), с/мм; А —площадь фигуры АСВА, мм2; nкр —частота вращения приводного вала, мин-1.

Диаграммы скоростей и ускорений, приведенные на рис. 15.1, строятся графоаналитическим методом, излагаемым в курсе теории механизмов и машин.

Радиус ведущего кривошипа, а следовательно, и амплитуду колебания желоба принимают г=а=50...15О мм; частота вращения ведущего вала (частота колебаний) —40...50 мин-1.

В горизонтальных конвейерах (см. рис. 15.2) для обеспечения перемещения груза вперед при прямом и обратном ходе ускорение желоба выбирается таким, чтобы: а) груз не отрывался от желоба и б) сила инерции груза в период замедления прямого хода желоба (участок АВ) была больше силы трения груза о желоб и обеспечила бы грузу движение вперед также и при обратном ходе желоба. Первое условие обеспечивается при

                                                      (15.7)

второе условие — при

                                                  (15.8)

где nкр — частота вращения кривошипа, мин-1 (рекомендуется nкр = 300...400 мин-1); а — амплитуда колебания желоба, равная радиусу кривошипа, м: а=r= 10...20 мм.

При соблюдении этих условий груз будет двигаться вперед со скоростью  отдельно от желоба. Средняя скорость движения груза в горизонтальном желобе (м/с)

                                                   (15.9)

где fд — коэффициент трения груза о дно желоба в движении (для угля и руды fд=0,35).

Частота и амплитуда колебаний вибрационных конвейеров выбираются из табл. 15.4 в зависимости от типа привода и транспортируемого груза.             

На виброконвейерах среднего и тяжелого типов преимущественно применяется резонансная настройка упругой системы, при которой частота возмущающей силы вибропобудителя (вибратора, вибропривода)  и частота собственных колебаний упругой системы о совпадают или их отношение находится в пределах 0,85... 1,25. При этом обеспечивается малый расход энергии при установившейся работе конвейера, его высокая производительность, однако требуются значительные пусковые усилия из-за большой жесткости упругой системы.

При зарезонансной настройке, когда >>о, жесткость упругой системы невысокая, пусковые усилия невелики, однако имеет место повышенный расход энергии при установившемся режиме работы конвейера. При пуске и остановке конвейера, когда система проходит через область резонанса, возможно значительное увеличение напряжений в ее упругих элементах. Зарезонансная настройка применяется для подвесных конструкций и в опорных конвейерах легкого типа. Дорезонансная настройка  (<<о)  применяется редко.

В соответствии с ИСО 1815—75 и ИСО 1049—75 число колебаний в минуту и соответствующий ход (амплитуда) а (мм) подвесных виброконвейеров должны выбираться из ряда: при частоте колебаний 750, 1000, 1500, 3000 и 6000 ход соответственно должен находиться в. пределах 5...32; 2.5..17; 1.2...8; 0.3...3 и 0.07...1.

Угол направления колебаний  принимается в зависимости от их частоты: при частоте, большей или равной 1000 мин-1, =20...25°, при частоте, меньшей 1000 мин-1, =30...35°, в среднем принимают =30°.

 

Табл; 15.4. Амплитуда и частота колебаний вибрационных конвейеров

Тип привода-вибропобудителя

 

 

Частота  колебаний,

мин-1

 

 

Амплитуда колебаний для грузов, мм

пылевидных и порошкообразных

кусковых

Электромагнитный

3000

0,75...1,2

0,75...1,0

Электромеханические:

 

 

 

    центробежный

2800

0,8...1,2

0,8...1,0

    дебалансный

1500

2...4

1,5...2,5

Центробежный:

 

 

 

    направленного действия

1500...1000

2...4

2...3

    эксцентриковый

800...450

5...15

4...8

 

Табл. 15.6. Значения коэффициентов k1 и k2

Вид насыпного груза

Размер частиц, мм

Влажность, %

k1

k2

Кусковой Зернистый Порошкообразный Пылевидный

10...200

0,5...10 0,03...0,5

Менее 0,05

__

0,5...10

0,5...5

0,8...5

0,9...1,1

0,8...1,0

0,4...0,5

0,2...0,5

1,5...2,0

1,6...2,5

1,8...3,0

2...5

 

Скорость транспортирования груза в вибрационных конвейерах (м/с)

                                    (15.10)

(знак минус в скобках — при транспортировании груза   вверх,   а знак плюс — соответственно вниз).

Для горизонтальных Конвейеров а=0 и

                                            (15.11)

Эмпирические коэффициенты k1 и k2, зависящие от физико-механических свойств транспортируемых грузов, приведены в табл. 15.5.

В этой таблице меньшие значения коэффициента k1 и большие значения коэффициента k2 относятся к грузам с частицами меньших размеров.